Над системой госзакупок занесён меч. 

По просторам ТГ-сферы уже разнеслась новость о том, что Счётная палата проверила результаты работы системы госзакупок и выдала её убийственный приговор в мягких формулировках. «Утечка денег на госзакупках превысила в 2019 году 230 млрд. рублей» — в таких сантехнических формулировках ведомство Кудрина обтекаемо формулирует ущерб государству в виде разворовывание бюджетных денег теми, кто допущен к узкой кухне фальшивых тендеров по госзакупкам.

На самом деле определить виновников и выгодополучателей утечек на этих фиктивных тендерах – задача под силу деревенскому участковому. Однако по вполне понятным причинам этого не делается – консенсус элит в России никак не может выйти за рамки коррупционной вертикальной и горизонтальной мотивации. «Система сдержек и противовесов», «распределение сфер интересов», «административный ресурс» – вот эвфемизмы, которыми в России политкорректно, чтобы не нарваться на судебные иски, описывается системная коррупция.

На советском языке это называлось «хищения в особо крупных размерах группой лиц по предварительному сговору с использованием служебного положения в целях личного обогащения» — статья вполне подрасстрельная. На народном языке всё ещё проще: «начальство ворует». Все всё прекрасно понимают и в разъяснениях не нуждаются.

Незыгарь по этому поводу пишет: «Система государственных закупок, которая была призвана заменить централизованное планирование и снабжение, слаба и неэффективна. Такой вывод можно сделать из материалов Счётной палаты, аудиторы которой проанализировали ход и результаты закупок для нужд государства в 2019 году.

Зафиксировано что конкуренция – главный фактор, который, по мнению либеральных идеологов рынка, снижает цены и гарантирует своевременную поставку качественных товаров и услуг, фактически не работает. Преобладают неконкурентные (70 процентов) способы закупок.  А в тех случаях, когда конкурс обязателен, на лот претендуют в среднем три участника, что свидетельствует о возможностях для сговора с целью получить максимальную цену. В итоге более половины нарушений связаны с ценообразованием».

Как говорил Гамлет: «Нет надобности в духах из могилы для истин, вроде этой». Какая конкуренция в обществе первоначального накопления капитала, где источником обогащения является позиция во власти? На кого сейчас рассчитаны эти либеральные мифы эпохи Гайдара и залоговых аукционов имени Чубайса? Ведь ясно было всегда: система госзакупок при капитализме – это сфера договорников, распилов и откатов, застенчиво названная «административной рентой», взимаемой обладателями «административного ресурса», без которых система госзакупок не работает.

Теперь вопрос – кому-то ещё не понятно, почему система централизованного планирования так яростно критикуется реформаторами? Как говорят в Одессе: «Я не вижу, где здесь деньги!». В централизованном планировании все потоки видны и подконтрольны. Ни рубля налево не утечёт. А если утечёт, то поставят к стенке, как «Железную Беллу» в Геленджике при Андропове. Реакция приватизационной элиты понятна: «Такой хоккей нам не нужен!».

Но теперь источник иссяк. В стране больше нет денег на оплату элитного консенсуса прежней ценой. И появление доклада Кудрина именно сейчас лучше всего характеризует новые веяния, которые всё более неумолимо накатывают на старую систему элитного консенсуса. Дыры в налогах уже позатыкали, отмывочные банки зачистили, пришло время разобраться с госзакупками, этим рассадником коррупции и утекания денег мимо национальных проектов. Ответственность за которые несут президент и премьер-министр.

Появление доклада Кудрина симптоматично, это путинский сигнал прежним элитам, посылаемый руками Кудрина элитному сообществу. Без санкции Путина доклад бы не вышел. Думать, что тут возможна самодеятельность и всё возникло спонтанно, а президент узнал о докладе из утренних газет – наивность, в управленческом сообществе нереальная. Все причастные всё поняли. Что они теперь будут делать – другая проблема.  На прежний вопрос: «Я не вижу, где здесь деньги», просится бабелевский ответ: «Когда пристав говорит «садись», как-то неудобно стоять». Всякому бизнесу бывает своё начало и свой конец. Видимо, это время подбирается и к системе наших госзакупок.

Рубрики: Ау, власти

Комментарии закрыты