То, что в Волгограде существует острая проблема с очистными сооружениями, известно давно. Но все как-то молчат на сей счет. Можно, конечно, не обращать внимания на серьезную болезнь, но опухоль от индифферентного выражения лица ее носителя не рассосется никогда. Это понимают и в общественной организации «Волгоградский антикоррупционный комитет». Более того, антикоррупционщики всерьез взялись за исследование этой проблемы. О результатах этой работы рассказывает директор комитета, известный волгоградский адвокат, председатель совета ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск Дзержинского района Евгений Михайлович Олейников.
— Когда хозяин обустраивает свой земельный участок, в первую очередь он ставит нужник, а потом ведет строительство и облагораживание территории. Это логично и правильно. А в нашем миллионном городе-герое все как-то против логики и против правил. Канализационное хозяйство не соответствует никаким нормам, и не ровен час мы можем захлебнуться в собственных нечистотах.
Давайте рассуждать: мы «вырабатываем» столько нечистот, сколько потребляем воды, так что нетрудно подсчитать, сколько мегаполис сливает стоков.
Из 6 северных районов города стоки попадают в главный коллектор, куда они в своем большинстве идут самотеком. Затем ГНС (главная насосная станция), которая находится в центре города, на набережной у ресторана «Маяк», должна перекачивать их по двум трубопроводам на остров Голодный.
На сегодня работает только один трубопровод, да и тот требует экстренного капитального ремонта. Да вы и сами, наверное, чувствовали, какой порой на улицах Чуйкова, Советской, Краснознаменской стоит острый запах фекалий.
А что будет, если последняя труба выйдет из строя? Десятки тысяч кубометров фекалий попадут в Волгу или нечистоты просто потекут по улицам города, который так активно готовится к мундиалю.
Впрочем, если даже не рванет… Есть вопрос, на который нет ответа: как такая масса стоков переправляется по единственной дырявой трубе на остров Голодный к, так сказать, очистным сооружениям? И куда выкачиваются нечистоты из частного сектора, где используются выгребные ямы в своем большинстве? Да в Волгу, конечно…
Кому вообще пришло в голову очистные сооружения огромного города строить на самом большом речном острове на территории Европы? Это естественный природный комплекс, представляющий собой центральное звено природной зоны г. Волгограда. Остров Сарпинский, частью которого является остров Голодный, включен в «Список потенциальных ключевых орнитологических территорий России международного значения». В целях сохранения уникальности природного комплекса на острове Сарпинском запрещена любая хозяйственная деятельность.
Строя очистные сооружения на Голодном, кто-то мечтал уничтожить этот прекрасный остров? И сколько средств было вложено в это «уникальное» сооружение? Каждый килограмм цемента, каждый кирпич, каждый гвоздь необходимо было доставить на остров только водным путем, в зимнее время только вертолетом, протянуть по дну судоходной Волги трубопроводы, проложить электрокабели. Кстати, они через некоторое время были уничтожены и похищены, так как были уложены на дно непрофессионально, вопреки СНИПам и прочим нормативным документам. Но хитромудрые чиновники тут же выкрутились и велели протянуть на очистные сооружения с левого берега высоковольтную линию, опора которой под № 64 укрепляется чуть ли не каждый год. Размывается та опора, поставленная не в том месте недолжным образом. Понятное дело, очистные сооружения без электричества работать не могут. Резервных источников электроэнергии они не имеют, а потому, если по каким-то причинам опора № 64 рухнет, все нечисты миллионного города окажутся в Волге-матушке.
Известно, что в свое время был изготовлен проект малой электростанции, которая должна была работать на острове. Но он остался на бумаге (может, это и к счастью). А еще на Голодный были за огромные деньги доставлены две многотонные дизельные электростанции, которые в настоящее время полностью разукомплектованы и как памятник бесхозяйственности стоят на берегу.
А огромные металлические сооружения, которые видны, видимо, даже из космоса? Называются они «метанки». Кто-то когда-то решил, что из нечистот, которые поступают на остров, в этих «метанках» можно будет извлекать газ метан. Представляете, сколько стоили эти огромные металлические башни в количестве трех штук, явно с дорогой «начинкой» внутри, которыми никто так и не воспользовался? Они стоят как памятники преступной хозяйственной деятельности чиновников.
Недавно, посетив вместе со специалистом остров, мы попали на территорию очистных сооружений безо всякого препятствия. Спокойно подъехали на автомобиле и поняли: на таком стратегическом объекте пусто. Как на Марсе. Нам удалось неторопливо исследовать объект, забраться по лестницам на пресловутые «метанки», сделать множество снимков. Все совершенно беспрепятственно. Озадачивал и тот факт, что нигде не удалось найти так называемый «кек» — продукт, который получается после очищения фекалий. Вот они — бетонные площади, где он должен храниться, но его самого нет! Куда делся ил и сырой осадок с очистных? Не ровен час сброшен в Волгу!
А вот и город Краснослободск! Именно сюда по трубе переправляется ил после очистки — это жидкая вонючая темная масса, которая поступает на сельскохозяйственные поля поселка имени 2-й Пятилетки. Здесь мы все же встретили сотрудника. И он пояснил, что персонал здесь работает только днем, а на ночь труба, по которой идет фекальный ил, перекрывается. А куда, пардон, дерьмо течет?
Надо понимать, что фекальный ил настолько токсичен, что убивает все в округе. Особенно много, как говорят специалисты, в этом суррогате элементов токсичных металлов, которые и со временем не улетучиваются, а остаются даже в высушенной субстанции ила, который так же вреден для человека, как и сырой, и ни в коем случае не пригоден для использования в сельском хозяйстве как удобрение.
Известно, что, согласно постановлениям администрации Среднеахтубинского муниципального района № 694, 695 от 27 апреля 2011 года, в дополнение к имеющимся землям Водоканалу выделено для утилизации остатков стоков 308 тысяч + 834 кв. м земли. Кстати, Водоканал имеет большой долг по арендной плате за эту землю.
Поселок имени 2-й Пятилетки, хутора Ямы и Песчаный, где живут люди, полностью лишены питьевой воды, так как местная отравлена очистными сооружениями и непригодна для питья. Думаете, не жаловалось население? Еще как жаловалось! Но все обращения были проигнорированы. Люди собирали митинги, пытались достучаться до чиновников, и все безуспешно.
Я сам пытался встретиться по этому вопросу с главой администрации Среднеахтубинского района, но… Встреча у нас не состоялась. А ведь известно господину главе, что жители хуторов просят немного: поставить хотя бы одну водопроводную колонку. Да, видно, недосуг властям… А вот турбаза «Олимпия» смогла себе газ и воду провести, а до хуторов руки не доходят?
Что в итоге получается? А получается, что огромное количество гектаров качественных сельхозугодий превращено в неохраняемое, неогороженное, вонючее кладбище отходов людской жизнедеятельности. В этих жутких болотах тонет домашняя скотина. А еще ходят слухи, что нет нынче резона браткам в асфальт конкурентов закатывать. Проще и дешевле подъехать к смердящему озерцу да и скинуть в него тело бренное… Машины всякие подозрительные здесь по ночам частенько видят.
Разумеется, все копии писем от населения, все ответы-отписки чиновников и прочие документы, подтверждающие халатное отношение ответственных лиц к своим прямым обязанностям, в обязательном порядке будут направлены в компетентные органы.
И все же вернемся к самим очистным… Еще в 2008 году руководитель департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов Аркадий Грушко заявлял, что модернизация очистных сооружений Волгограда находится под угрозой срыва. С тех пор не было сделано ни шагу в этом направлении. В бюджете области вообще нет такой строки расходов.
Решением Волгоградской городской думы от 26.01.2011 г. № 41/1288 утверждена «Инвестиционная программа муниципального унитарного предприятия «Городской водоканал г. Волгограда» по развитию коммунальных систем водоснабжения и водоотведения Волгограда для подключения строящихся (реконструируемых) объектов на 2011—2015 гг.». Но она остается только на бумаге.
Трудно в такой ситуации ждать конкретных действий и от руководства МУП «Городской водоканал г. Волгограда». Хотя его директор А. В. Шептунов весьма озабочен создавшимся положением. У него есть интересные предложения по исправлению ситуации. Но дело упирается в деньги…
Вот потому-то и странно слушать о планах проведения мундиаля в Волгограде. О строительстве многочисленных гостиниц, ресторанов, пресс-центров… А куда все эти объекты будут свою канализацию сливать? Единственная труба не сегодня-завтра может рвануть. Вот и прославится наш город в очередной раз перед всем мировым сообществом!